Творцам
Конкурсы
Online конференции
Павел Любимцев
Как получить актерское образование в России?
28 февраля 12:00

Маттье Арден
Французский Институт в Москве
13 февраля 12:00

Важно - как учить ребенка

Двести восемнадцатая школа (точнее Центр образования) находится в квартале старой застройки Северного округа, недалеко от метро "Дмитровская". Окружающий квартал появился в сталинскую эпоху, как и старый корпус школы. Новый построен уже более восьми лет назад и представляет собой новое видение архитектуры школьных зданий при прежнем мэре.

Театр начинается с вешалки, а школа?

При входе, прежде всего, бросается в глаза аккуратность и чистота школьного дворика, строгость охраны, тишина во время занятий.
Двести восемнадцатая открывает свои двери и внутреннее содержание не сразу. Благодаря везению, мне удалось получить информацию из первых рук, от человека, который стоял у самых истоков нынешней школы – учителя математики, заместителя директора Александра Давидовича Блинкова.



Колорит его личности соответствует дальнейшему рассказу. Серое утро, обычный школьный день преобразуется в что-то необыкновенное, когда вслушиваешься в историю одной московской школы.

"Мы двигались постепенно, примерно, с 1982 года", говорит Александр Давидович. В 1982 году в школу пришел новый директор, Яков Владимирович Крапивский, и заложил основы того, что сейчас приносит успешные плоды. Недавно он перестал быть директором. Нынешний руководитель Константин Петрович Кочетков пришел в школу еще в 1994 году, будучи студентом, на практику.

Итак, в школе функционирует система

Система обучения детей, которая нравится и взрослым, и детям. Начинается школа с подготовительной субботней школы "Филиппок" для детей пяти- и шестилетнего возраста. Там преподаются: развивающая математика, русский язык, иностранный язык, ритмика.  Основная задача данного этапа – привыкание ребенка и родителей к школе, к учителям, которые будут учить в первом классе. Уже в "Филиппке" с новыми детьми знакомится мощная психологическая служба, которая начинает их  "вести".

После "Филиппка" можно идти куда угодно - в эту школу или другую - по желанию родителей. Первые четыре класса дети учатся по системе профессора Л. Занкова. Она прививает ребенку навыки анализа даже самой простейшей задачи, осмысления и выполнения деятельностных умений по изучаемым предметам. Система Занкова охватывает все основные предметы начальной школы (математика, русский язык, окружающий мир).

Не "одаренные", а "мотивированные"

Программа обучения с 5 класса обычная, но предлагается необычный подход. Традиционно в гимназии города происходит отбор детей в 5 класс без учета внутренней мотивации самого ребенка. На деле внутренняя мотивация ученика начинает проявляться в 6-7 классе, но у кого-то раньше, у кого-то позже. Поэтому сначала  важна роль внешних факторов формирования мотивации – родителей и школы. Обычно обращают внимание на хорошо подготовленных и одаренных детей. Но здесь вместо термина "одаренные дети" предпочитают говорить о мотивированных детях. Самого талантливого ребенка, если он учиться не хочет, научить ничему нельзя. Одаренный ребенок - это наиболее мотивированный ученик. Уровень мотивации определяется тремя факторами: сами учеником, родителями и школой. Ребенка, в первую очередь, мотивирует возможность самостоятельного выбора, и когда он видит, что его результаты зависят от того, сколько он вложил в достижение своего успеха.

В 5 классе в расписание вводятся дополнительные модули по полгода по математике, литературе, истории, психологии. Учащийся получает возможность выбрать то, что ему нравится. Введен даже спецкурс "Развивающие логические задачи", с целью обучения детей навыкам решения нешаблонных задач. Каждую неделю учитель вручает каждому ученику листок с задачами развивающего характера. Ребенок может их не решать и за это не может быть наказан. Дети перестают бояться решать незнакомые задачи по математике. Они могут обращаться за помощью к родителям. Если родители понимают,  что ребенок должен получить хорошее образование - сделан еще один шаг к мотивации.

С 6 класса начинается этап "стратового" обучения. Методика разработана уже двадцать лет назад. Вся параллель (три или четыре класса) делится на четыре группы, исходя из двух факторов: уровня усвоения предмета и индивидуальных психологических характеристик (мотивация к учебе, активность на уроках, самостоятельность и организованность). Параметры последних регулярно измеряются психологической службой, которая наблюдает каждого ребенка с первого класса. Распределение детей по стратам проводится педагогами в конце пятого класса при участии психологов.

В 6 классе математика, русский язык и литература (в 7 классе к ним прибавляется английский язык) проводятся для всех четырех страт в одно и тоже время. Дети из "А", "Б", "В", "Г"  расходятся по своим группам - стратам. В отличие от системы создания продвинутых классов, при таком подходе школьники могут переходить с одного уровня на другой в зависимости от успешности своей работы (это происходит раз в четверть). Программа, количество часов и учебники во всех стратах одинаковые, а глубина изучения предмета - разная: одни решают задачи повышенной сложности, другие стараются получить элементарные навыки и умения по данной теме. Почему выбраны именно три предмета для подобного изучения? Потому что для них необходимо долговременное формирование базовых навыков.

"Поплавали по этим стратам, что-то поняли о себе"

С 8 по 11 класс школьники переходят на систему индивидуальных учебных планов. Некоторые предметы изучаются на обычном уровне, некоторые -  на повышенном. Как правило, каждый год предлагается два уровня изучения предмета (базовый и профильный), иногда три - базовый, профильный и углубленный с разным количеством часов в неделю. Это уже могут быть не только русский язык и литература, математика, иностранный язык, но и химия, биология, история – выбор происходит на основе потребностей детей и  собственных кадровых возможностей школы. Для того чтобы пройти на углубленный или профильный уровень надо пройти собеседование. Каждый делает свой выбор: можно изучать углубленно два-три дополнительных предмета. Кроме того, ученикам предлагается выбор спецкурсов, например: программирование, практикумы по физике, химии и биологии, психология, второй иностранный язык, страноведение.

Современная наука требует изучение смежных дисциплин помимо тех, которые непосредственно связаны с будущей профессией. Помимо знания языков, будущим лингвистам может потребоваться высшая математика. Или, собираясь на медицинский, кто-то хочет изучать литературу для души.
Четыре года дети учатся по индивидуальным планам.  Раз в четверть можно менять уровень освоения того или иного предмета, более того, можно отказаться от предмета, который просто не потянул либо не хватило времени. Ученикам предлагаются на выбор большое количество кружков и спортивных секций.

Гибкость – одна из основ системы школьного обучения

Школа дает учащимся возможность влиться в серьезное изучение предмета в разное время, прежде всего тогда, когда проявляются интерес и мотивация к учению. Гибкость позволяет ученику изменить свой выбор и в десятом классе. Например, бывали случаи, когда школьник менял подготовку к мехмату на подготовку к поступлению на филфак.

Безусловно, в школе ценят  участие в олимпиадах. Но соблюдается ведущий принцип олимпийского движения: "Главное – не победа, а участие". Подготовка к олимпиадам является частью учебного процесса с пятого класса. Участвуют многие, но призерами становятся не все.
Есть давняя традиция в школе. Чтобы успехи ребенка были у всех на виду, ежегодно в мае, когда заканчиваются все олимпиады, детей в присутствии родителей награждают за успехи в любой внешкольной олимпиаде, спортивном соревновании, интеллектуальном конкурсе. В 5-11 классах учатся более 500 человек, и, как правило, примерно 150 получают награды (книги, даже денежные стипендии).

Гибкость системы проявляется во всем и способствует сохранению особой атмосферы в школе. Для педагогов важно - как учить ребенка. Даже расписание делается в расчете, прежде всего, на учащихся, а не на учителей. А ведь подобный подход прижился не сразу ( в некоторых школах невозможен совсем): "нас так не учили", "мы так не преподавали". Но и для учеников, и для учителей появилась возможность самореализации. Насколько это важно для учителей говорит тот факт, что большинство из них работает много лет, а половина вновь пришедших - выпускники двести восемнадцатой.

Любой рассказ подходит к концу

Мы идем с Александром Давидовичем по школе. Коридоры с красивыми жалюзи, мозаика и художественные композиции на стенах, аккуратные кабинеты, учителя и ученики, погруженные в свою работу, интересный интерьер психологической службы. Стоит упомянуть об отличной столовой, которая не уступит столичным кафе.

Наш репортаж завершается, школа продолжает встречать свои будни, вопросы и проблемы, новых учеников, а мы продолжаем наш проект.

Подробную историю, сведения об учителях и программах вы можете найти в Интернете на сайте Центра образования.

Вот здесь Вы можете посмотреть фотоотчет о двести восемнадцатой.

А здесь прочитать интервью руководителя Центра образования Константина Кочеткова.

Олег Тимохов, "Реальная школа"
наверх
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы добавлять комментарии

Президент детям
Реклама
Опросы
Какой мюзикл официально принято считать первым мюзиклом в России?
Notre Dame de Paris (40%)
Метро (20%)
Русалочка (20%)
Mamma Mia (0%)
Звуки Музыки (20%)