Меню
Конкурсы
Online конференции
Павел Любимцев
Как получить актерское образование в России?
28 февраля 12:00
28 февраля 12:00
Маттье Арден
Французский Институт в Москве
13 февраля 12:00
13 февраля 12:00
Важно - как учить ребенка
Двести восемнадцатая школа (точнее Центр образования) находится в квартале старой застройки Северного округа, недалеко от метро "Дмитровская". Окружающий квартал появился в сталинскую эпоху, как и старый корпус школы. Новый построен уже более восьми лет назад и представляет собой новое видение архитектуры школьных зданий при прежнем мэре.
Театр начинается с вешалки, а школа?
При входе, прежде всего, бросается в глаза аккуратность и чистота школьного дворика, строгость охраны, тишина во время занятий.
Двести восемнадцатая открывает свои двери и внутреннее содержание не сразу. Благодаря везению, мне удалось получить информацию из первых рук, от человека, который стоял у самых истоков нынешней школы – учителя математики, заместителя директора Александра Давидовича Блинкова.
Колорит его личности соответствует дальнейшему рассказу. Серое утро, обычный школьный день преобразуется в что-то необыкновенное, когда вслушиваешься в историю одной московской школы.
"Мы двигались постепенно, примерно, с 1982 года", говорит Александр Давидович. В 1982 году в школу пришел новый директор, Яков Владимирович Крапивский, и заложил основы того, что сейчас приносит успешные плоды. Недавно он перестал быть директором. Нынешний руководитель Константин Петрович Кочетков пришел в школу еще в 1994 году, будучи студентом, на практику.
Итак, в школе функционирует система
Система обучения детей, которая нравится и взрослым, и детям. Начинается школа с подготовительной субботней школы "Филиппок" для детей пяти- и шестилетнего возраста. Там преподаются: развивающая математика, русский язык, иностранный язык, ритмика. Основная задача данного этапа – привыкание ребенка и родителей к школе, к учителям, которые будут учить в первом классе. Уже в "Филиппке" с новыми детьми знакомится мощная психологическая служба, которая начинает их "вести".
После "Филиппка" можно идти куда угодно - в эту школу или другую - по желанию родителей. Первые четыре класса дети учатся по системе профессора Л. Занкова. Она прививает ребенку навыки анализа даже самой простейшей задачи, осмысления и выполнения деятельностных умений по изучаемым предметам. Система Занкова охватывает все основные предметы начальной школы (математика, русский язык, окружающий мир).
Не "одаренные", а "мотивированные"
Программа обучения с 5 класса обычная, но предлагается необычный подход. Традиционно в гимназии города происходит отбор детей в 5 класс без учета внутренней мотивации самого ребенка. На деле внутренняя мотивация ученика начинает проявляться в 6-7 классе, но у кого-то раньше, у кого-то позже. Поэтому сначала важна роль внешних факторов формирования мотивации – родителей и школы. Обычно обращают внимание на хорошо подготовленных и одаренных детей. Но здесь вместо термина "одаренные дети" предпочитают говорить о мотивированных детях. Самого талантливого ребенка, если он учиться не хочет, научить ничему нельзя. Одаренный ребенок - это наиболее мотивированный ученик. Уровень мотивации определяется тремя факторами: сами учеником, родителями и школой. Ребенка, в первую очередь, мотивирует возможность самостоятельного выбора, и когда он видит, что его результаты зависят от того, сколько он вложил в достижение своего успеха.
В 5 классе в расписание вводятся дополнительные модули по полгода по математике, литературе, истории, психологии. Учащийся получает возможность выбрать то, что ему нравится. Введен даже спецкурс "Развивающие логические задачи", с целью обучения детей навыкам решения нешаблонных задач. Каждую неделю учитель вручает каждому ученику листок с задачами развивающего характера. Ребенок может их не решать и за это не может быть наказан. Дети перестают бояться решать незнакомые задачи по математике. Они могут обращаться за помощью к родителям. Если родители понимают, что ребенок должен получить хорошее образование - сделан еще один шаг к мотивации.
С 6 класса начинается этап "стратового" обучения. Методика разработана уже двадцать лет назад. Вся параллель (три или четыре класса) делится на четыре группы, исходя из двух факторов: уровня усвоения предмета и индивидуальных психологических характеристик (мотивация к учебе, активность на уроках, самостоятельность и организованность). Параметры последних регулярно измеряются психологической службой, которая наблюдает каждого ребенка с первого класса. Распределение детей по стратам проводится педагогами в конце пятого класса при участии психологов.
В 6 классе математика, русский язык и литература (в 7 классе к ним прибавляется английский язык) проводятся для всех четырех страт в одно и тоже время. Дети из "А", "Б", "В", "Г" расходятся по своим группам - стратам. В отличие от системы создания продвинутых классов, при таком подходе школьники могут переходить с одного уровня на другой в зависимости от успешности своей работы (это происходит раз в четверть). Программа, количество часов и учебники во всех стратах одинаковые, а глубина изучения предмета - разная: одни решают задачи повышенной сложности, другие стараются получить элементарные навыки и умения по данной теме. Почему выбраны именно три предмета для подобного изучения? Потому что для них необходимо долговременное формирование базовых навыков.
"Поплавали по этим стратам, что-то поняли о себе"
С 8 по 11 класс школьники переходят на систему индивидуальных учебных планов. Некоторые предметы изучаются на обычном уровне, некоторые - на повышенном. Как правило, каждый год предлагается два уровня изучения предмета (базовый и профильный), иногда три - базовый, профильный и углубленный с разным количеством часов в неделю. Это уже могут быть не только русский язык и литература, математика, иностранный язык, но и химия, биология, история – выбор происходит на основе потребностей детей и собственных кадровых возможностей школы. Для того чтобы пройти на углубленный или профильный уровень надо пройти собеседование. Каждый делает свой выбор: можно изучать углубленно два-три дополнительных предмета. Кроме того, ученикам предлагается выбор спецкурсов, например: программирование, практикумы по физике, химии и биологии, психология, второй иностранный язык, страноведение.
Современная наука требует изучение смежных дисциплин помимо тех, которые непосредственно связаны с будущей профессией. Помимо знания языков, будущим лингвистам может потребоваться высшая математика. Или, собираясь на медицинский, кто-то хочет изучать литературу для души.
Четыре года дети учатся по индивидуальным планам. Раз в четверть можно менять уровень освоения того или иного предмета, более того, можно отказаться от предмета, который просто не потянул либо не хватило времени. Ученикам предлагаются на выбор большое количество кружков и спортивных секций.
Гибкость – одна из основ системы школьного обучения
Школа дает учащимся возможность влиться в серьезное изучение предмета в разное время, прежде всего тогда, когда проявляются интерес и мотивация к учению. Гибкость позволяет ученику изменить свой выбор и в десятом классе. Например, бывали случаи, когда школьник менял подготовку к мехмату на подготовку к поступлению на филфак.
Безусловно, в школе ценят участие в олимпиадах. Но соблюдается ведущий принцип олимпийского движения: "Главное – не победа, а участие". Подготовка к олимпиадам является частью учебного процесса с пятого класса. Участвуют многие, но призерами становятся не все.
Есть давняя традиция в школе. Чтобы успехи ребенка были у всех на виду, ежегодно в мае, когда заканчиваются все олимпиады, детей в присутствии родителей награждают за успехи в любой внешкольной олимпиаде, спортивном соревновании, интеллектуальном конкурсе. В 5-11 классах учатся более 500 человек, и, как правило, примерно 150 получают награды (книги, даже денежные стипендии).
Гибкость системы проявляется во всем и способствует сохранению особой атмосферы в школе. Для педагогов важно - как учить ребенка. Даже расписание делается в расчете, прежде всего, на учащихся, а не на учителей. А ведь подобный подход прижился не сразу ( в некоторых школах невозможен совсем): "нас так не учили", "мы так не преподавали". Но и для учеников, и для учителей появилась возможность самореализации. Насколько это важно для учителей говорит тот факт, что большинство из них работает много лет, а половина вновь пришедших - выпускники двести восемнадцатой.
Любой рассказ подходит к концу
Мы идем с Александром Давидовичем по школе. Коридоры с красивыми жалюзи, мозаика и художественные композиции на стенах, аккуратные кабинеты, учителя и ученики, погруженные в свою работу, интересный интерьер психологической службы. Стоит упомянуть об отличной столовой, которая не уступит столичным кафе.
Наш репортаж завершается, школа продолжает встречать свои будни, вопросы и проблемы, новых учеников, а мы продолжаем наш проект.
Подробную историю, сведения об учителях и программах вы можете найти в Интернете на сайте Центра образования.
Вот здесь Вы можете посмотреть фотоотчет о двести восемнадцатой.
А здесь прочитать интервью руководителя Центра образования Константина Кочеткова.
Олег Тимохов, "Реальная школа"
наверх
Театр начинается с вешалки, а школа?
При входе, прежде всего, бросается в глаза аккуратность и чистота школьного дворика, строгость охраны, тишина во время занятий.
Двести восемнадцатая открывает свои двери и внутреннее содержание не сразу. Благодаря везению, мне удалось получить информацию из первых рук, от человека, который стоял у самых истоков нынешней школы – учителя математики, заместителя директора Александра Давидовича Блинкова.
Колорит его личности соответствует дальнейшему рассказу. Серое утро, обычный школьный день преобразуется в что-то необыкновенное, когда вслушиваешься в историю одной московской школы.
"Мы двигались постепенно, примерно, с 1982 года", говорит Александр Давидович. В 1982 году в школу пришел новый директор, Яков Владимирович Крапивский, и заложил основы того, что сейчас приносит успешные плоды. Недавно он перестал быть директором. Нынешний руководитель Константин Петрович Кочетков пришел в школу еще в 1994 году, будучи студентом, на практику.
Итак, в школе функционирует система
Система обучения детей, которая нравится и взрослым, и детям. Начинается школа с подготовительной субботней школы "Филиппок" для детей пяти- и шестилетнего возраста. Там преподаются: развивающая математика, русский язык, иностранный язык, ритмика. Основная задача данного этапа – привыкание ребенка и родителей к школе, к учителям, которые будут учить в первом классе. Уже в "Филиппке" с новыми детьми знакомится мощная психологическая служба, которая начинает их "вести".
После "Филиппка" можно идти куда угодно - в эту школу или другую - по желанию родителей. Первые четыре класса дети учатся по системе профессора Л. Занкова. Она прививает ребенку навыки анализа даже самой простейшей задачи, осмысления и выполнения деятельностных умений по изучаемым предметам. Система Занкова охватывает все основные предметы начальной школы (математика, русский язык, окружающий мир).
Не "одаренные", а "мотивированные"
Программа обучения с 5 класса обычная, но предлагается необычный подход. Традиционно в гимназии города происходит отбор детей в 5 класс без учета внутренней мотивации самого ребенка. На деле внутренняя мотивация ученика начинает проявляться в 6-7 классе, но у кого-то раньше, у кого-то позже. Поэтому сначала важна роль внешних факторов формирования мотивации – родителей и школы. Обычно обращают внимание на хорошо подготовленных и одаренных детей. Но здесь вместо термина "одаренные дети" предпочитают говорить о мотивированных детях. Самого талантливого ребенка, если он учиться не хочет, научить ничему нельзя. Одаренный ребенок - это наиболее мотивированный ученик. Уровень мотивации определяется тремя факторами: сами учеником, родителями и школой. Ребенка, в первую очередь, мотивирует возможность самостоятельного выбора, и когда он видит, что его результаты зависят от того, сколько он вложил в достижение своего успеха.
В 5 классе в расписание вводятся дополнительные модули по полгода по математике, литературе, истории, психологии. Учащийся получает возможность выбрать то, что ему нравится. Введен даже спецкурс "Развивающие логические задачи", с целью обучения детей навыкам решения нешаблонных задач. Каждую неделю учитель вручает каждому ученику листок с задачами развивающего характера. Ребенок может их не решать и за это не может быть наказан. Дети перестают бояться решать незнакомые задачи по математике. Они могут обращаться за помощью к родителям. Если родители понимают, что ребенок должен получить хорошее образование - сделан еще один шаг к мотивации.
С 6 класса начинается этап "стратового" обучения. Методика разработана уже двадцать лет назад. Вся параллель (три или четыре класса) делится на четыре группы, исходя из двух факторов: уровня усвоения предмета и индивидуальных психологических характеристик (мотивация к учебе, активность на уроках, самостоятельность и организованность). Параметры последних регулярно измеряются психологической службой, которая наблюдает каждого ребенка с первого класса. Распределение детей по стратам проводится педагогами в конце пятого класса при участии психологов.
В 6 классе математика, русский язык и литература (в 7 классе к ним прибавляется английский язык) проводятся для всех четырех страт в одно и тоже время. Дети из "А", "Б", "В", "Г" расходятся по своим группам - стратам. В отличие от системы создания продвинутых классов, при таком подходе школьники могут переходить с одного уровня на другой в зависимости от успешности своей работы (это происходит раз в четверть). Программа, количество часов и учебники во всех стратах одинаковые, а глубина изучения предмета - разная: одни решают задачи повышенной сложности, другие стараются получить элементарные навыки и умения по данной теме. Почему выбраны именно три предмета для подобного изучения? Потому что для них необходимо долговременное формирование базовых навыков.
"Поплавали по этим стратам, что-то поняли о себе"
С 8 по 11 класс школьники переходят на систему индивидуальных учебных планов. Некоторые предметы изучаются на обычном уровне, некоторые - на повышенном. Как правило, каждый год предлагается два уровня изучения предмета (базовый и профильный), иногда три - базовый, профильный и углубленный с разным количеством часов в неделю. Это уже могут быть не только русский язык и литература, математика, иностранный язык, но и химия, биология, история – выбор происходит на основе потребностей детей и собственных кадровых возможностей школы. Для того чтобы пройти на углубленный или профильный уровень надо пройти собеседование. Каждый делает свой выбор: можно изучать углубленно два-три дополнительных предмета. Кроме того, ученикам предлагается выбор спецкурсов, например: программирование, практикумы по физике, химии и биологии, психология, второй иностранный язык, страноведение.
Современная наука требует изучение смежных дисциплин помимо тех, которые непосредственно связаны с будущей профессией. Помимо знания языков, будущим лингвистам может потребоваться высшая математика. Или, собираясь на медицинский, кто-то хочет изучать литературу для души.
Четыре года дети учатся по индивидуальным планам. Раз в четверть можно менять уровень освоения того или иного предмета, более того, можно отказаться от предмета, который просто не потянул либо не хватило времени. Ученикам предлагаются на выбор большое количество кружков и спортивных секций.
Гибкость – одна из основ системы школьного обучения
Школа дает учащимся возможность влиться в серьезное изучение предмета в разное время, прежде всего тогда, когда проявляются интерес и мотивация к учению. Гибкость позволяет ученику изменить свой выбор и в десятом классе. Например, бывали случаи, когда школьник менял подготовку к мехмату на подготовку к поступлению на филфак.
Безусловно, в школе ценят участие в олимпиадах. Но соблюдается ведущий принцип олимпийского движения: "Главное – не победа, а участие". Подготовка к олимпиадам является частью учебного процесса с пятого класса. Участвуют многие, но призерами становятся не все.
Есть давняя традиция в школе. Чтобы успехи ребенка были у всех на виду, ежегодно в мае, когда заканчиваются все олимпиады, детей в присутствии родителей награждают за успехи в любой внешкольной олимпиаде, спортивном соревновании, интеллектуальном конкурсе. В 5-11 классах учатся более 500 человек, и, как правило, примерно 150 получают награды (книги, даже денежные стипендии).
Гибкость системы проявляется во всем и способствует сохранению особой атмосферы в школе. Для педагогов важно - как учить ребенка. Даже расписание делается в расчете, прежде всего, на учащихся, а не на учителей. А ведь подобный подход прижился не сразу ( в некоторых школах невозможен совсем): "нас так не учили", "мы так не преподавали". Но и для учеников, и для учителей появилась возможность самореализации. Насколько это важно для учителей говорит тот факт, что большинство из них работает много лет, а половина вновь пришедших - выпускники двести восемнадцатой.
Любой рассказ подходит к концу
Мы идем с Александром Давидовичем по школе. Коридоры с красивыми жалюзи, мозаика и художественные композиции на стенах, аккуратные кабинеты, учителя и ученики, погруженные в свою работу, интересный интерьер психологической службы. Стоит упомянуть об отличной столовой, которая не уступит столичным кафе.
Наш репортаж завершается, школа продолжает встречать свои будни, вопросы и проблемы, новых учеников, а мы продолжаем наш проект.
Подробную историю, сведения об учителях и программах вы можете найти в Интернете на сайте Центра образования.
Вот здесь Вы можете посмотреть фотоотчет о двести восемнадцатой.
А здесь прочитать интервью руководителя Центра образования Константина Кочеткова.
Олег Тимохов, "Реальная школа"
Медиатека
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы добавлять комментарии