Творцам
Конкурсы
Online конференции
Павел Любимцев
Как получить актерское образование в России?
28 февраля 12:00

Маттье Арден
Французский Институт в Москве
13 февраля 12:00

Вита Кириченко: «Привить интерес к искусству слова – это тоже искусство»

Вита Викторовна, легко ли быть филологом  в современной школе?

--  Быть хорошим филологом трудно всегда, просто в разные времена трудности разные.  Не уверена, что филологу в период, когда преподавание литературы сопровождалось идеологическим давлением и многое было под запретом, было легко! У современного учителя огромный арсенал средств  обучения, творческая свобода  и  много такого, о чем могли только мечтать предшественники, да вот дети «информационного поколения» совсем другие и трудности тоже «современные»!

Уроки литературы призваны воспитать мыслящую личность. Можно ли научить человека мыслить? Если да, то как это можно сделать?
 
 - Мыслящая  личность –  «результат» не только чтения, хотя литературе в становлении мыслящей личности принадлежит особое место. Научить мыслить можно. Тому, как это можно делать, посвящены многие научные труды. Но мы, наверное, о другом  -  о роли литературы в формировании мировоззрения, о важности книг в жизни человека.
Л.С. Айзерман называет уроки литературы уроками «нравственного прозрения».  По-моему, очень точное и емкое определение, близкое к теме Вашего вопроса.  Ответить просто: надо читать, обсуждать, размышлять над прочитанным, «пропускать через себя», думать… Сказать  просто, а вот сделать гораздо сложнее! Но другого пути не знаю.
 
Как в современной школе можно научить детей грамотно излагать свои мысли, письменно и устно?
 
- Сложный вопрос. Точнее, два разных вопроса. Видимо, пока навык чтения является целью (период начальной школы), мы  (и школа, и родители) с задачей справляемся. Когда чтение становится средством (весь дальнейший период), мы, мягко говоря, что-то упускаем. Количество учащихся, неосознанно читающих и вследствие этого неграмотно излагающих свои мысли, должно быть меньше. Грамотно излагать свои мысли помогает правильно организованная проектная деятельность, опыт публичных выступлений. Всем этим надо системно заниматься, поставив перед собой конкретную цель.
Грамотная письменная речь – другой вопрос, хотя он связан с первым. Грамотно излагать свои мысли надо учиться. Этому сложно учиться, если не продумана система работы с начальной школы.  Этому очень сложно научиться, когда вокруг взрослые пишут неграмотно, мысли  выражают неграмотно…  Осложняет задачу и состояние речевой культуры в целом.  Главный вывод -  школа должна ставить данную проблему в ряд  приоритетных  и решать ее комплексно.

У многих людей со школы сохраняется стойкая антипатия к русской классике. Как же привить интерес к литературе и любовь к чтению?

- Думаю, отношение к русской классике во многом связано с преподаванием. Для кого-то содержание, глубина произведения открываются в  старшем, уже не школьном  возрасте. Причины антипатии разные, поэтому универсального рецепта «любви к чтению», на мой взгляд, не существует. Сложно отвечать еще и потому, что личный опыт другой: антипатии к классике не было никогда  – иначе и не стала бы учителем литературы!
Несколько общих советов сформулировать, наверное, смогу. Во-первых, нельзя навязывать свое видение произведения ребенку (неважно, младшему школьнику или подростку). Во-вторых, не может привить интерес к книге анализ содержания того, что юному читателю непонятно по возрасту или по уровню восприятия.  В-третьих, при обсуждении  прочитанного  надо доверять детям: они имеют право на свое мнение о книгах. Безоговорочное и обоснованное с высоты нашего возраста и опыта, без индивидуального подхода к читателю умозаключение «это - великое» не способствует привитию интереса к литературе. Иначе говоря, привить интерес к искусству слова  – это тоже искусство.
 
Каковы основные проблемы преподавания русского языка и литературы в средней школе на сегодняшний момент?
 
- Об основных проблемах преподавания русского языка и литературы в последние годы говорят очень много, вряд ли я добавлю что-то новое.
Пожалуй, надо сказать о том, что на сегодняшний момент к реальным проблемам прибавились еще и спекуляции, а дестабилизация в системе образования крайне опасна.  Мы до сих пор преподаем литературу по программам 2004 года, новых программ пока нет, так что панические замечания и утверждения о сокращении списка изучаемых произведений не имеют основания.

Тема дополнительного образования все более и более становится актуальной в контексте улучшения воспитательной работы в школе. Как внеурочные проекты Вашей школы влияют на уровень культуры и воспитания учеников?
 
- Гимназия №1520 им. Капцовых по праву гордится системой воспитательной работы и проектной деятельностью в основном и дополнительном образовании! Безусловно,  внеурочные проекты гимназии влияют положительно на уровень культуры и воспитания наших учеников. Например, ежегодная конференция «Россия – мое Отечество», в которой, помимо наших ребят,  только в этом году принимают участие школьники из 32 образовательных учреждений  России, помогает гимназистам иначе увидеть свою страну, своих ровесников и самих себя, обогащает их бесценным опытом общения и приобщения к истокам. У каждого из проектов своя цель, но все они решают комплексные задачи обучения, развития  и воспитания.
 
Коснулись ли Вас реформы образования? Как живется учителю в атмосфере современной школы?
 
- Реформы образования касаются каждого – по-другому просто не может быть в современной школе! Если кратко ответить на вопрос, как живется учителю в атмосфере современной школы… Живется не скучно! Электронная документация, электронные учебники,  интерактивные доски, ФГОС, УУД, новая законодательная база и т.д. и т.п. Учитель учит, учится, учится учиться. Пожалуй, реформируется сама профессия учителя.

Как Вы относитесь к инициативе создания списка для школьников из «100 книг, обязательных для прочтения»? Нужен ли он, и если да, какие произведения могли бы в него войти?

-  К списку «100 книг» отношусь положительно-спокойно.  Главное, чтобы он был рекомендательным, а не обязательным.  Была удивлена кипящими вокруг его обсуждения эмоциями: наличие даже «идеального» списка вовсе не гарантирует  прочтения книг, не говоря об их осмыслении. А еще - литература  богата замечательными книгами,  любой выбор книг субъективен, так что позволю свои предпочтения не озвучивать.

Как Вы относитесь к объявленному недавно формированию нового учебника литературы и к корректировке списка классики, изучаемой в школе?

-  Безусловно, литература и история литературы – области разные. Десятилетия нашей жизни не проходят для литературы бесследно, и желание знакомить школьников с современной литературой имеет право на жизнь. А вот дальше в развитии этой мысли надо двигаться максимально продуманно. Я уже говорила, что пока мы преподаем литературу  по программам 2004 года. Насколько изменится содержание курса, сейчас  говорить рано. Отношение у меня к изменениям неоднозначное: пока я еще сама себе не на все вопросы ответить могу, не готова отказываться от прежнего.

В прошлом году Вы получили звание «Учитель года». По вашему мнению, каким должен быть лучший учитель? Каковы критерии оценки?
 
- Я стала победителем в конкурсе, но не считаю себя лучшим учителем России. Я знаю огромное количество замечательных учителей, которые не участвуют в конкурсе, много Профессионалов с большой буквы было и среди конкурсантов. «Учитель года России» - конкурс профессионального мастерства учителей-победителей  76 регионов  страны! Я стала лучшей среди лучших в конкурсе, и это большая победа и большая ответственность. Если бы я начала считать себя лучшим учителем, то, думаю,  перестала бы быть учителем, вот и все. По-моему, это и критерий, и оценка. Я на протяжении конкурса не старалась победить, я старалась достойно делать свое дело, стараюсь достойно его делать и сейчас.  

Как Вы считаете, быть педагогом – это призвание? Что привлекает и мотивирует Вас в работе учителя?

- Учитель, как говорят, профессия массовая. И это правда. Мне трудно сказать, где заканчивается (или начинается) работа  и начинается (или заканчивается) призвание. Наверное, призвания для всех не бывает. Просто на ком-то этот Божий знак – призвание - есть, и тогда учителю работать легче  (даже филологу в современной школе!), потому что он «на своем месте и в свое время».  И для всех: учителя, учеников, родителей – это радость.
В последнее время я осваиваю новые должностные обязанности, которые на время даже оттеснили прежние, но это, надеюсь, временное явление. Если одним словом сказать, что привлекает меня в работе учителя, то это слово «мое»: я на своем месте, я в гармонии с миром и с собой!

Интервью подготовила Наталья Астафьева, "Реальная школа"

 
наверх
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы добавлять комментарии

Президент детям
Реклама
Опросы
Какой мюзикл официально принято считать первым мюзиклом в России?
Notre Dame de Paris (40%)
Метро (20%)
Русалочка (20%)
Mamma Mia (0%)
Звуки Музыки (20%)