Меню
Конкурсы
Online конференции
Павел Любимцев
Как получить актерское образование в России?
28 февраля 12:00
28 февраля 12:00
Маттье Арден
Французский Институт в Москве
13 февраля 12:00
13 февраля 12:00
Школьное питание: Чтобы найти новый путь, нужно сойти со старой дороги
Вопросы школьного питания волновали родителей из покон веков. Споры о качестве питания в общеобразовательных учреждениях г. Москвы ведутся уже давно. Кто-то говорит о традиционной системе питания, что называется, по старинке, кто-то является приверженцем новых подходов.
Сейчас современные технологии идут рука об руку с контролем за качеством продуктов и широкой пропагандой правильного питания среди школьников и их родителей. Но так было не всегда, да и не во всех школах. Чтобы полнее оценить сложившуюся ситуацию полезно будет вспомнить нехитрое меню советских школьников, изобретательность поваров школьных комбинатов питания, а также реформы, проводимые в 90-х годах.
До 1970-х годов школьные столовые в Москве не имели возможности обеспечивать детей горячим питанием самостоятельно. Питание юным москвичам готовилось на близлежащих предприятиях общественного питания и оттуда попадало на столы. В 1976 году в Москве стали появляться школьно-базовые столовые (ШБС) производственные возможности которых позволяли обслуживать 20 – 25 школ.
Для всех ШБС Москвы было разработано примерное меню, которое согласовывалось с СЭС. А уже в каждой отдельной ШБС собственный технолог готовил единое меню для всех школ, обслуживаемых предприятием. В те же года появились и специализированные продукты питания для школьников – сосиски особого размера, глазированные сырки, так любимые всеми советскими детьми. В то время сотрудникам ШБС приходилось самостоятельно фасовать такие продукты, высокотехнологичное производство еще не было развито.
К 1980 году 80% столичных школ обслуживались с помощью ШБС. Их оборудование было модернизировано: появились новые печи, огромные паровые котлы, тесторазделители, конвейерные ленты. В 80-е годы охват школьников горячим питанием составлял 91%, их обслуживали 25 комбинатов, построенных по спецпроектам.
Но, несмотря на все успехи развития социального питания, проявились и его недостатки. Как и во всем советском общепите, здесь повсеместно использовался ручной труд. Как вспоминают работники, занятые в этой сфере в советские времена, на комбинаты привозились огромные куски масла, весом по 20 кг каждый, целые туши коров, молоко и сметана во флягах прямо из совхозов. Все это разбиралось вручную, без использования специальной техники, которой тогда еще просто не существовало. Конечно, такой подход нередко приводил к тому, что конечный продукт оказывался небезопасным для употребления в пищу: дети травились, заболевали различными кишечными инфекциями. Не стоит забывать и о том, что ситуация с продовольствием в стране в целом и в Москве в частности была сложной. Разнообразное меню из такого скудного набора продуктов было приготовить просто невозможно, поэтому повара выкручивались, как могли. Сметана разводилась кефиром. Чтобы молоко не портилось, в него добавляли пищевую соду. Приготовление чая было отдельной темой. В бак с кипятком добавлялся жженый сахар и немного заварки грузинского чая 3-го сорта. Все это оставляли на ночь на слабом огне. К утру получалась коричневая сладкая жидкость без вкуса и запаха. Суп в советских ШБС прекрасно получался без мяса. Вместо него добавляли комбижир (смесь животного и растительного жира).
С наступлением 90-х годов была принята программа «Усовершенствование организации и индустриализации школьного питания». Согласно этому документу, питание школьников стало осуществляться за счет бюджетных средств. По распоряжению мэра Москвы от 19 января 1993 г. детям из многодетных семей, имеющих 3-х и более детей в возрасте до 16 лет, и учащимся, посещающим группы продленного дня, полагалось бесплатное двухразовое питание, а учащимся 1-4 классов бесплатное одноразовое. Кроме того, было решено установить дотацию на питание учащимся 5-11 классов в размере 600 рублей в месяц.
Появилось в 90-е еще одно интересное, но не такое позитивное, как предыдущее положение. В приложении к Постановлению Правительства Москвы от 19 января 1993 года № 109 часть II сообщалось, что «Учреждения образования и предприятия общественного питания строят свою работу на договорных отношениях, в основу которых заложены принципы равной ответственности и возможностей, самостоятельности и свободе в выборе партнеров и форм организации учащихся». Такая система сохранялась довольно долго и породила множество коррупционных и мошеннических схем (продукты питания школьникам поставлялись по завышенным ценам, привозилась некачественная продукция и т.д.). Кроме того, все предприятия старались сэкономить, причем абсолютно на всем. Посуда в школах была старая, со сколами, приборы - алюминиевыми, с них плохо отмывалась грязь и остатки пищи. К тому же они очень быстро приходили в негодность (гнулись и ломались), их частенько воровали, чтобы потом сдать как лом.
В 2005 году необходимость государственного регулирования данной сферы стала очевидной. 8 июля 2005 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (94 ФЗ). Согласно этому нормативному акту компания, выполняющая государственный заказ по поставке продуктов питания для школьников, определялась в ходе проведения аукциона.
Однако время показало, что и этот закон требует корректировки. Изменения вносились достаточно часто, но закон по-прежнему оставлял лазейки для недобросовестных поставщиков. Основным недочетом Закона было то, что право кормить детей получала та компания, которая предлагала минимальную ставку за исполнение госзаказа. В результате, некоторые компании снижали исходную сумму практически вдвое, хотя заранее понимали, что обеспечить школьников качественной продукцией не смогут. Кроме того, к участию в аукционе допускались даже непрофильные компании, которые впоследствии находили субподрядчиков за еще меньшую сумму. Они не располагали ни собственным производством, ни квалифицированным персоналом. Ими двигало желание заполучить бюджетные деньги, и едва ли заботило здоровье детей. Случаи массовых отравлений происходили постоянно, и родители московских школьников, и сотрудники школьных пищеблоков жаловались, что поставщики привозят продукцию ненадлежащего качества, с истекшим сроком хранения.
В то время договор на поставку продуктов питания с компанией, выигравшей аукцион, заключался на полгода. И получалось, что в середине года этот поставщик мог смениться. Каким он окажется – не знал никто. Выстроить взаимовыгодные партнерские отношения при таких условиях также было невозможно. Понимая, что через полгода компании придется обслуживать другую школу или детский сад, она не стремилась вкладывать свои силы и средства в улучшение санитарных условий или технической базы пищеблока.
Предпринимались различные попытки улучшить ситуацию, но часто они были бессистемными. Так в 2007 году Юрий Лужков предложил ввести в школьных столовых особое меню перед государственными праздниками. Градоначальник посчитал, что разнообразие блюд в школьных столовых накануне красных дней календаря станет "элементом воспитания у детей патриотизма и пробудит внимание к государственным датам". Также в это время чиновники были намерены исключить из школьного рациона продукты с биологически активными добавками, генномодифицированными организмами, красителями и подсластителями. Было еще много дельных и не менее полезных предложений, которые выдвигались разными чиновниками. Но большинство из них так и не были реализованы. А те, что внедрялись - не спасали ситуации.
То, что система питания требует проведения реформ, понимали все. И когда мэр Москвы Сергей Собянин назначил Исаака Калину руководителем департамента образования, то, естественно, этот вопрос не выпал из его поля зрения. Исаака Калину часто называют реформатором. Главной и самой заметной переменой, произошедшей в работе Департамента образования Москвы за последние годы, стала смена курса. В течение последних двух лет система столичного образования подверглась значительным изменениям — практически исчезли очереди в школы и детские сады, увеличилось в разы количество молодых педагогов, был проведен ремонт большинства зданий учебных учреждений, школы борются за право попасть в рейтинг «Лучших школ Москвы» (читайте об этом проекте на нашем сайте). И, конечно же, большие перемены произошли и в сфере школьного питания.
Принципиальная позиция главы департамента образования Исаака Калины - при принятии решений, касающихся благополучия детей, обязательно учитывать мнения и пожелания родителей: «Участие в управлении этой системой может и должно принимать общество». Для полноценной и плодотворной работы с родительской общественностью при департаменте был создан Координационный совет по качеству и технологии организации питания, который возглавил непосредственно глава департамента. "Все финансово-экономические механизмы - это только механизмы, а цель - это лучшее, чем прежде, отношение школы к ребенку, к семье ребенка и повышение на этой основе качества образования наших московских детей", - считает он.
Двери департамента всегда открыты для тех родителей, которые недовольны ситуацией с питанием в том или ином образовательном учреждении. Членам родительских комитетов доступны и дегустация блюд, и проверка санитарного состояния школьных пищеблоков. Если их что-то не устроило в качестве поставляемого сырья, они могут составить претензионный акт и в течение трех часов продукт должен быть заменен на соответствующий.
Первые плоды совместной работы Координационного совета и родительской общественности уже есть: совет сумел повлиять на ситуацию с поставщиками питания. Так, при внесении изменений в 94 ФЗ от 20.07.2012 года силами совета был проработан вопрос перехода торгов с открытого аукциона на открытый конкурс, что позволило более детально подходить к выбору исполнителей государственных контрактов, а также разработана конкурсная документация для аукционов по организации питания детей на 2013 год. Теперь главными критериями будут не только самая низкая цена, предложенная поставщиком, но и его опыт работы, репутация, лучшие условия выполнения контракта.
Также новые поправки к закону позволят госзаказчикам проводить предквалификационный отбор компаний, желающих заниматься поставками питания. Кроме того, они дают возможность избежать рейдерских схем, когда победитель торгов работает с субподрядчиками, а сам никакого производства и оборудования не имеет. Свой опыт участник конкурса должен будет подтвердить предъявлением двух аналогичных контрактов стоимостью не менее 20% от начальной цены лота, при исполнении которых с него не взыскивались неустойки и штрафы. Разработкой меню займутся поставщики питания. Меню должно соответствовать ГОСТам и СанПиНам, пройти согласование в Роспотребнадзоре. Также его должны одобрить директор школы и родители.
И еще одно новое требование к компаниям, взявшим на себя обязательства по обеспечению питанием юных москвичей – им придется самим отвечать за состояние пищеблоков, установку современного оборудования, подбор и обучение обслуживающего персонала. Теперь поставщик в ответе за весь процесс от и до. В столовых уже устанавливается новое современное оборудование, благодаря чему облегчается труд работников пищеблока и столовой и высвобождается время на обслуживание школьников.
Многие родители надеются, что нововведения в законе изменят ситуацию к лучшему и осуществлять поставки продуктов питания для школьников будут только надежные, хорошо зарекомендовавшие себя предприятия.
Реформы в системе образования, проводимые под руководством Исаака Калины, продолжаются и по сей день. И, как известно, у каждой реформы всегда есть, как сторонники, так и противники. Как бы там ни было, но положительных моментов в курсе, намеченном главой департамента образования г. Москвы без сомнения достаточно. Недочеты в ходе реализации реформ, так или иначе, будут возникать. Но, ошибок не бывает только у тех, кто ничего не делает. Поэтому нужно объединить усилия в решении сложившихся проблем и по максимуму использовать позитивные стороны реформ.
Свою логику действий глава Департамента образования сформулировал следующим образом: "Все завязано в очень простую цепочку: есть качество — есть ученики, есть ученики — есть бюджет, есть бюджет — есть возможность вознаграждать лучших учителей. Есть возможность вознаграждать — есть у людей интерес работать на общий результат. Если местное сообщество знает об этом результате, о том, что школа работает качественно, — значит приходят новые ученики. Эта цепочка все время сама себя поднимает на более высокий уровень".
Екатерина Ниделько
наверх
Сейчас современные технологии идут рука об руку с контролем за качеством продуктов и широкой пропагандой правильного питания среди школьников и их родителей. Но так было не всегда, да и не во всех школах. Чтобы полнее оценить сложившуюся ситуацию полезно будет вспомнить нехитрое меню советских школьников, изобретательность поваров школьных комбинатов питания, а также реформы, проводимые в 90-х годах.
До 1970-х годов школьные столовые в Москве не имели возможности обеспечивать детей горячим питанием самостоятельно. Питание юным москвичам готовилось на близлежащих предприятиях общественного питания и оттуда попадало на столы. В 1976 году в Москве стали появляться школьно-базовые столовые (ШБС) производственные возможности которых позволяли обслуживать 20 – 25 школ.
Для всех ШБС Москвы было разработано примерное меню, которое согласовывалось с СЭС. А уже в каждой отдельной ШБС собственный технолог готовил единое меню для всех школ, обслуживаемых предприятием. В те же года появились и специализированные продукты питания для школьников – сосиски особого размера, глазированные сырки, так любимые всеми советскими детьми. В то время сотрудникам ШБС приходилось самостоятельно фасовать такие продукты, высокотехнологичное производство еще не было развито.
К 1980 году 80% столичных школ обслуживались с помощью ШБС. Их оборудование было модернизировано: появились новые печи, огромные паровые котлы, тесторазделители, конвейерные ленты. В 80-е годы охват школьников горячим питанием составлял 91%, их обслуживали 25 комбинатов, построенных по спецпроектам.
Но, несмотря на все успехи развития социального питания, проявились и его недостатки. Как и во всем советском общепите, здесь повсеместно использовался ручной труд. Как вспоминают работники, занятые в этой сфере в советские времена, на комбинаты привозились огромные куски масла, весом по 20 кг каждый, целые туши коров, молоко и сметана во флягах прямо из совхозов. Все это разбиралось вручную, без использования специальной техники, которой тогда еще просто не существовало. Конечно, такой подход нередко приводил к тому, что конечный продукт оказывался небезопасным для употребления в пищу: дети травились, заболевали различными кишечными инфекциями. Не стоит забывать и о том, что ситуация с продовольствием в стране в целом и в Москве в частности была сложной. Разнообразное меню из такого скудного набора продуктов было приготовить просто невозможно, поэтому повара выкручивались, как могли. Сметана разводилась кефиром. Чтобы молоко не портилось, в него добавляли пищевую соду. Приготовление чая было отдельной темой. В бак с кипятком добавлялся жженый сахар и немного заварки грузинского чая 3-го сорта. Все это оставляли на ночь на слабом огне. К утру получалась коричневая сладкая жидкость без вкуса и запаха. Суп в советских ШБС прекрасно получался без мяса. Вместо него добавляли комбижир (смесь животного и растительного жира).
С наступлением 90-х годов была принята программа «Усовершенствование организации и индустриализации школьного питания». Согласно этому документу, питание школьников стало осуществляться за счет бюджетных средств. По распоряжению мэра Москвы от 19 января 1993 г. детям из многодетных семей, имеющих 3-х и более детей в возрасте до 16 лет, и учащимся, посещающим группы продленного дня, полагалось бесплатное двухразовое питание, а учащимся 1-4 классов бесплатное одноразовое. Кроме того, было решено установить дотацию на питание учащимся 5-11 классов в размере 600 рублей в месяц.
Появилось в 90-е еще одно интересное, но не такое позитивное, как предыдущее положение. В приложении к Постановлению Правительства Москвы от 19 января 1993 года № 109 часть II сообщалось, что «Учреждения образования и предприятия общественного питания строят свою работу на договорных отношениях, в основу которых заложены принципы равной ответственности и возможностей, самостоятельности и свободе в выборе партнеров и форм организации учащихся». Такая система сохранялась довольно долго и породила множество коррупционных и мошеннических схем (продукты питания школьникам поставлялись по завышенным ценам, привозилась некачественная продукция и т.д.). Кроме того, все предприятия старались сэкономить, причем абсолютно на всем. Посуда в школах была старая, со сколами, приборы - алюминиевыми, с них плохо отмывалась грязь и остатки пищи. К тому же они очень быстро приходили в негодность (гнулись и ломались), их частенько воровали, чтобы потом сдать как лом.
В 2005 году необходимость государственного регулирования данной сферы стала очевидной. 8 июля 2005 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (94 ФЗ). Согласно этому нормативному акту компания, выполняющая государственный заказ по поставке продуктов питания для школьников, определялась в ходе проведения аукциона.
Однако время показало, что и этот закон требует корректировки. Изменения вносились достаточно часто, но закон по-прежнему оставлял лазейки для недобросовестных поставщиков. Основным недочетом Закона было то, что право кормить детей получала та компания, которая предлагала минимальную ставку за исполнение госзаказа. В результате, некоторые компании снижали исходную сумму практически вдвое, хотя заранее понимали, что обеспечить школьников качественной продукцией не смогут. Кроме того, к участию в аукционе допускались даже непрофильные компании, которые впоследствии находили субподрядчиков за еще меньшую сумму. Они не располагали ни собственным производством, ни квалифицированным персоналом. Ими двигало желание заполучить бюджетные деньги, и едва ли заботило здоровье детей. Случаи массовых отравлений происходили постоянно, и родители московских школьников, и сотрудники школьных пищеблоков жаловались, что поставщики привозят продукцию ненадлежащего качества, с истекшим сроком хранения.
В то время договор на поставку продуктов питания с компанией, выигравшей аукцион, заключался на полгода. И получалось, что в середине года этот поставщик мог смениться. Каким он окажется – не знал никто. Выстроить взаимовыгодные партнерские отношения при таких условиях также было невозможно. Понимая, что через полгода компании придется обслуживать другую школу или детский сад, она не стремилась вкладывать свои силы и средства в улучшение санитарных условий или технической базы пищеблока.
Предпринимались различные попытки улучшить ситуацию, но часто они были бессистемными. Так в 2007 году Юрий Лужков предложил ввести в школьных столовых особое меню перед государственными праздниками. Градоначальник посчитал, что разнообразие блюд в школьных столовых накануне красных дней календаря станет "элементом воспитания у детей патриотизма и пробудит внимание к государственным датам". Также в это время чиновники были намерены исключить из школьного рациона продукты с биологически активными добавками, генномодифицированными организмами, красителями и подсластителями. Было еще много дельных и не менее полезных предложений, которые выдвигались разными чиновниками. Но большинство из них так и не были реализованы. А те, что внедрялись - не спасали ситуации.
То, что система питания требует проведения реформ, понимали все. И когда мэр Москвы Сергей Собянин назначил Исаака Калину руководителем департамента образования, то, естественно, этот вопрос не выпал из его поля зрения. Исаака Калину часто называют реформатором. Главной и самой заметной переменой, произошедшей в работе Департамента образования Москвы за последние годы, стала смена курса. В течение последних двух лет система столичного образования подверглась значительным изменениям — практически исчезли очереди в школы и детские сады, увеличилось в разы количество молодых педагогов, был проведен ремонт большинства зданий учебных учреждений, школы борются за право попасть в рейтинг «Лучших школ Москвы» (читайте об этом проекте на нашем сайте). И, конечно же, большие перемены произошли и в сфере школьного питания.
Принципиальная позиция главы департамента образования Исаака Калины - при принятии решений, касающихся благополучия детей, обязательно учитывать мнения и пожелания родителей: «Участие в управлении этой системой может и должно принимать общество». Для полноценной и плодотворной работы с родительской общественностью при департаменте был создан Координационный совет по качеству и технологии организации питания, который возглавил непосредственно глава департамента. "Все финансово-экономические механизмы - это только механизмы, а цель - это лучшее, чем прежде, отношение школы к ребенку, к семье ребенка и повышение на этой основе качества образования наших московских детей", - считает он.
Двери департамента всегда открыты для тех родителей, которые недовольны ситуацией с питанием в том или ином образовательном учреждении. Членам родительских комитетов доступны и дегустация блюд, и проверка санитарного состояния школьных пищеблоков. Если их что-то не устроило в качестве поставляемого сырья, они могут составить претензионный акт и в течение трех часов продукт должен быть заменен на соответствующий.
Первые плоды совместной работы Координационного совета и родительской общественности уже есть: совет сумел повлиять на ситуацию с поставщиками питания. Так, при внесении изменений в 94 ФЗ от 20.07.2012 года силами совета был проработан вопрос перехода торгов с открытого аукциона на открытый конкурс, что позволило более детально подходить к выбору исполнителей государственных контрактов, а также разработана конкурсная документация для аукционов по организации питания детей на 2013 год. Теперь главными критериями будут не только самая низкая цена, предложенная поставщиком, но и его опыт работы, репутация, лучшие условия выполнения контракта.
Также новые поправки к закону позволят госзаказчикам проводить предквалификационный отбор компаний, желающих заниматься поставками питания. Кроме того, они дают возможность избежать рейдерских схем, когда победитель торгов работает с субподрядчиками, а сам никакого производства и оборудования не имеет. Свой опыт участник конкурса должен будет подтвердить предъявлением двух аналогичных контрактов стоимостью не менее 20% от начальной цены лота, при исполнении которых с него не взыскивались неустойки и штрафы. Разработкой меню займутся поставщики питания. Меню должно соответствовать ГОСТам и СанПиНам, пройти согласование в Роспотребнадзоре. Также его должны одобрить директор школы и родители.
И еще одно новое требование к компаниям, взявшим на себя обязательства по обеспечению питанием юных москвичей – им придется самим отвечать за состояние пищеблоков, установку современного оборудования, подбор и обучение обслуживающего персонала. Теперь поставщик в ответе за весь процесс от и до. В столовых уже устанавливается новое современное оборудование, благодаря чему облегчается труд работников пищеблока и столовой и высвобождается время на обслуживание школьников.
Многие родители надеются, что нововведения в законе изменят ситуацию к лучшему и осуществлять поставки продуктов питания для школьников будут только надежные, хорошо зарекомендовавшие себя предприятия.
Реформы в системе образования, проводимые под руководством Исаака Калины, продолжаются и по сей день. И, как известно, у каждой реформы всегда есть, как сторонники, так и противники. Как бы там ни было, но положительных моментов в курсе, намеченном главой департамента образования г. Москвы без сомнения достаточно. Недочеты в ходе реализации реформ, так или иначе, будут возникать. Но, ошибок не бывает только у тех, кто ничего не делает. Поэтому нужно объединить усилия в решении сложившихся проблем и по максимуму использовать позитивные стороны реформ.
Свою логику действий глава Департамента образования сформулировал следующим образом: "Все завязано в очень простую цепочку: есть качество — есть ученики, есть ученики — есть бюджет, есть бюджет — есть возможность вознаграждать лучших учителей. Есть возможность вознаграждать — есть у людей интерес работать на общий результат. Если местное сообщество знает об этом результате, о том, что школа работает качественно, — значит приходят новые ученики. Эта цепочка все время сама себя поднимает на более высокий уровень".
Екатерина Ниделько
Медиатека
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы добавлять комментарии