Творцам
Конкурсы
Online конференции
Павел Любимцев
Как получить актерское образование в России?
28 февраля 12:00

Маттье Арден
Французский Институт в Москве
13 февраля 12:00

Школьное питание: Чтобы найти новый путь, нужно сойти со старой дороги

Вопросы школьного питания волновали родителей из покон веков.  Споры о качестве питания в общеобразовательных учреждениях г. Москвы ведутся уже давно. Кто-то говорит о традиционной системе питания, что называется, по старинке, кто-то является приверженцем новых подходов.

Сейчас современные технологии идут рука об руку с контролем за качеством продуктов и широкой пропагандой правильного питания среди школьников и их родителей. Но так было не всегда, да и не во всех школах. Чтобы полнее оценить сложившуюся ситуацию полезно будет вспомнить нехитрое меню советских школьников, изобретательность поваров школьных комбинатов питания, а также реформы, проводимые в 90-х годах.

 До 1970-х годов школьные столовые в Москве не имели возможности обеспечивать детей горячим питанием самостоятельно. Питание юным москвичам готовилось на близлежащих предприятиях общественного питания и оттуда попадало на столы. В 1976 году в Москве стали появляться школьно-базовые столовые (ШБС) производственные возможности которых позволяли обслуживать 20 – 25 школ.

Для всех ШБС Москвы было разработано примерное меню, которое согласовывалось с СЭС. А уже в каждой отдельной ШБС собственный технолог готовил единое меню для всех школ, обслуживаемых предприятием.  В те же года появились и специализированные продукты питания для школьников – сосиски особого размера, глазированные сырки, так любимые всеми советскими детьми. В то время сотрудникам ШБС приходилось самостоятельно фасовать такие продукты, высокотехнологичное производство еще не было развито.



К 1980 году 80% столичных школ обслуживались с помощью ШБС. Их оборудование было модернизировано: появились новые печи, огромные паровые котлы, тесторазделители, конвейерные ленты. В 80-е годы охват школьников горячим питанием составлял 91%, их обслуживали 25 комбинатов, построенных по спецпроектам.

Но, несмотря на все успехи развития социального питания, проявились и его недостатки. Как и во всем советском общепите, здесь повсеместно использовался ручной труд. Как вспоминают работники, занятые в этой сфере в советские времена, на комбинаты привозились огромные куски масла, весом по 20 кг каждый, целые туши коров, молоко и сметана во флягах прямо из совхозов. Все это разбиралось вручную, без использования специальной техники, которой тогда еще просто не существовало. Конечно, такой подход нередко приводил к тому, что конечный продукт оказывался небезопасным для употребления в пищу: дети травились, заболевали различными кишечными инфекциями. Не стоит забывать и о том, что ситуация с продовольствием в стране в целом и в Москве в частности была сложной. Разнообразное меню из такого скудного набора продуктов было приготовить просто невозможно, поэтому повара выкручивались, как могли. Сметана разводилась кефиром. Чтобы молоко не портилось, в него добавляли пищевую соду. Приготовление чая было отдельной темой. В бак с кипятком добавлялся жженый сахар и немного заварки грузинского чая 3-го сорта. Все это оставляли на ночь на слабом огне. К утру получалась коричневая сладкая жидкость без вкуса и запаха. Суп в советских ШБС прекрасно получался без мяса. Вместо него добавляли комбижир (смесь животного и растительного жира).

С наступлением 90-х годов была принята программа «Усовершенствование организации и индустриализации школьного питания». Согласно этому документу, питание школьников стало осуществляться за счет бюджетных средств. По распоряжению мэра Москвы от 19 января 1993 г. детям из многодетных семей, имеющих 3-х и более детей в возрасте до 16 лет, и учащимся, посещающим группы продленного дня, полагалось бесплатное двухразовое питание, а учащимся 1-4 классов бесплатное одноразовое. Кроме того, было решено установить дотацию на питание учащимся 5-11 классов в размере 600 рублей в месяц.

Появилось в 90-е еще одно интересное, но не такое позитивное, как предыдущее положение. В приложении к Постановлению Правительства Москвы от 19 января 1993 года № 109 часть II сообщалось, что «Учреждения образования и предприятия общественного питания строят свою работу на договорных отношениях, в основу которых заложены принципы равной ответственности и возможностей, самостоятельности и свободе в выборе партнеров и форм организации учащихся». Такая система сохранялась довольно долго и породила множество коррупционных и мошеннических схем (продукты питания школьникам поставлялись по завышенным ценам, привозилась некачественная продукция и т.д.). Кроме того, все предприятия старались сэкономить, причем абсолютно на всем. Посуда в школах была старая, со сколами, приборы - алюминиевыми, с них плохо отмывалась грязь и остатки пищи. К тому же они очень быстро приходили в негодность (гнулись и ломались), их частенько воровали, чтобы потом сдать как лом.

В 2005 году необходимость государственного регулирования данной сферы стала очевидной. 8 июля 2005 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (94 ФЗ). Согласно этому нормативному акту компания, выполняющая государственный заказ по поставке продуктов питания для школьников, определялась в ходе проведения аукциона.

Однако время показало, что и этот закон требует корректировки. Изменения вносились достаточно часто, но закон по-прежнему оставлял лазейки для недобросовестных поставщиков. Основным недочетом Закона было то, что право кормить детей получала та компания, которая предлагала минимальную ставку за исполнение госзаказа. В результате, некоторые компании снижали исходную сумму практически вдвое, хотя заранее понимали, что обеспечить школьников качественной продукцией не смогут. Кроме того, к участию в аукционе допускались даже непрофильные компании, которые впоследствии находили субподрядчиков за еще меньшую сумму. Они не располагали ни собственным производством, ни квалифицированным персоналом. Ими двигало желание заполучить бюджетные деньги, и едва ли заботило здоровье детей. Случаи массовых отравлений происходили постоянно, и родители московских школьников, и сотрудники школьных пищеблоков жаловались, что поставщики привозят продукцию ненадлежащего качества, с истекшим сроком хранения.

В то время договор на поставку продуктов питания с компанией, выигравшей аукцион, заключался на полгода. И получалось, что в середине года этот поставщик мог смениться. Каким он окажется – не знал никто. Выстроить взаимовыгодные партнерские отношения при таких условиях также было невозможно. Понимая, что через полгода компании придется обслуживать другую школу или детский сад, она не стремилась вкладывать свои силы и средства в улучшение санитарных условий или технической базы пищеблока.

Предпринимались различные попытки улучшить ситуацию, но часто они были бессистемными. Так в 2007 году Юрий Лужков предложил ввести в школьных столовых особое меню перед государственными праздниками. Градоначальник посчитал, что разнообразие блюд в школьных столовых накануне красных дней календаря станет "элементом воспитания у детей патриотизма и пробудит внимание к государственным датам". Также в это время чиновники были намерены исключить из школьного рациона продукты с биологически активными добавками, генномодифицированными организмами, красителями и подсластителями. Было еще много дельных и не менее полезных предложений, которые выдвигались разными чиновниками. Но большинство из них так и не были реализованы. А те, что внедрялись - не спасали ситуации.

То, что система питания требует проведения реформ, понимали все. И когда мэр Москвы Сергей Собянин назначил Исаака Калину руководителем департамента образования, то, естественно, этот вопрос не выпал из его поля зрения. Исаака Калину часто называют реформатором. Главной и самой заметной переменой, произошедшей в работе Департамента образования Москвы за последние годы, стала смена курса. В течение последних двух лет система столичного образования подверглась значительным изменениям — практически исчезли  очереди в школы и детские сады, увеличилось в разы количество молодых педагогов, был проведен ремонт большинства зданий учебных учреждений, школы борются за право попасть в рейтинг «Лучших школ Москвы» (читайте об этом проекте на нашем сайте). И, конечно же, большие перемены произошли и в сфере школьного питания.

Принципиальная позиция главы департамента образования Исаака Калины - при  принятии решений, касающихся  благополучия детей, обязательно учитывать  мнения и пожелания родителей: «Участие в управлении этой системой может и должно принимать общество». Для полноценной и плодотворной работы с родительской общественностью при департаменте был создан Координационный совет по качеству и технологии организации питания, который возглавил непосредственно глава департамента. "Все финансово-экономические механизмы - это только механизмы, а цель - это лучшее, чем прежде, отношение школы к ребенку, к семье ребенка и повышение на этой основе качества образования наших московских детей", - считает  он.

Двери департамента  всегда открыты для тех родителей, которые недовольны   ситуацией  с питанием в том  или ином образовательном учреждении. Членам  родительских комитетов доступны и дегустация блюд, и проверка санитарного состояния школьных пищеблоков.  Если их что-то не устроило в качестве поставляемого сырья, они могут составить претензионный акт и в течение трех часов продукт должен быть заменен на соответствующий.

Первые плоды совместной работы Координационного совета и родительской общественности уже есть: совет сумел повлиять на ситуацию с поставщиками питания. Так, при внесении изменений в 94 ФЗ от 20.07.2012 года силами совета был проработан вопрос перехода торгов с открытого аукциона на открытый конкурс, что позволило более детально подходить к выбору исполнителей государственных контрактов, а также разработана конкурсная документация для аукционов по организации питания детей на 2013 год. Теперь главными критериями будут не только самая низкая цена, предложенная поставщиком, но и его опыт работы, репутация, лучшие условия выполнения контракта.
Также новые поправки к закону позволят госзаказчикам проводить предквалификационный отбор компаний, желающих заниматься поставками питания. Кроме того, они дают возможность избежать рейдерских схем, когда победитель торгов работает с субподрядчиками, а сам никакого производства и оборудования не имеет. Свой опыт участник конкурса должен будет подтвердить предъявлением двух аналогичных контрактов стоимостью не менее 20% от начальной цены лота, при исполнении которых с него не взыскивались неустойки и штрафы. Разработкой меню займутся поставщики питания. Меню должно соответствовать ГОСТам и СанПиНам, пройти согласование в Роспотребнадзоре. Также его должны одобрить директор школы и родители.

И еще одно новое требование к компаниям, взявшим на себя обязательства по обеспечению питанием юных москвичей – им придется самим отвечать за состояние пищеблоков, установку современного оборудования, подбор и обучение обслуживающего персонала. Теперь поставщик в ответе за весь процесс от и до. В столовых уже устанавливается новое современное оборудование, благодаря чему облегчается труд работников пищеблока и столовой и высвобождается время на обслуживание школьников.
Многие родители надеются, что нововведения в законе изменят ситуацию к лучшему и осуществлять поставки продуктов питания для школьников будут только надежные, хорошо зарекомендовавшие себя предприятия.

Реформы в системе образования, проводимые под руководством Исаака Калины, продолжаются и по сей день. И, как известно, у каждой реформы всегда есть, как сторонники, так и противники. Как бы там ни было, но положительных моментов в курсе, намеченном главой департамента образования г. Москвы без сомнения достаточно. Недочеты в ходе реализации реформ, так или иначе, будут возникать. Но, ошибок не бывает только у тех, кто ничего не делает. Поэтому нужно объединить усилия в решении сложившихся проблем и по максимуму использовать позитивные стороны реформ.       

Свою логику действий  глава Департамента образования сформулировал следующим образом: "Все завязано в очень простую цепочку: есть качество — есть ученики, есть ученики — есть бюджет, есть бюджет — есть возможность вознаграждать лучших учителей. Есть возможность вознаграждать — есть у людей интерес работать на общий результат. Если местное сообщество знает об этом результате, о том, что школа работает качественно, — значит приходят новые ученики. Эта цепочка все время сама себя поднимает на более высокий уровень".

Екатерина Ниделько
наверх
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы добавлять комментарии

Президент детям
Реклама
Опросы
Какой мюзикл официально принято считать первым мюзиклом в России?
Notre Dame de Paris (40%)
Метро (20%)
Русалочка (20%)
Mamma Mia (0%)
Звуки Музыки (20%)