Творцам
Конкурсы
Online конференции
Горькая участь первоклассника: психологи спешат на помощь
2012-11-16 12:00

Валерий Родионов: «Станешь взрослым — скажешь школе спасибо»

Гимназия №1562 им. Артёма Боровика вошла в первую тридцатку рейтинга московских школ, показавших высокие образовательные достижения. Каковы слагаемые этих достижений — поинтересовались мы у директора гимназии Валерия Александровича Родионова.

— Валерий Александрович, не случайно у вас в гимназии хотят учиться многие, не случайно вы получили грант мэра Москвы. Думаю, это говорит о высокой оценке вашего труда?

— Дело в том, что мы всегда работали на высоком уровне, просто раньше это не акцентировалось. Когда руководитель столичного Департамента образования Исаак Иосифович Калина поставил вопрос о том, что московское образование должно быть качественным, школы, которые его обеспечивают, стали заметно выделяться из общей массы. Сейчас, когда рейтинговая система заработала, и появились конкретные критерии оценки школ, выяснилось, что у нас очень неплохие результаты. Мы старались давать качественное образование, и у нас всегда было много желающих учиться.

Раньше гимназия работала для 5—11 классов, начальной школы у нас не было. Теперь на территории нашего микрорайона создается учебный комплекс под названием «Гимназия №1562». Школа № 1967 с начальной школой к нам уже присоединилась. Скоро присоединятся еще одна школа и три дошкольных учреждения. Поскольку мы не имеем права тестировать первоклассников при наборе в гимназию, то представление об уровне готовности ребенка к обучению складывается уже во время вхождения его в учебный процесс, т.е. в первые два месяца, когда у детей еще нет уроков как таковых, только в игровой форме.

Объединение с детскими садами позволит подходить к воспитанию в саду с позиций подготовки к обучению именно в нашей гимназии. Детишки уже будут участвовать в совместных праздниках, общаться с педагогами и учениками. Пятилетний ребенок будет знать, какая учительница будет учить его в школе, да и учительница будет понимать, чему и как этого ребенка надо обучать. В этом случае возможна дифференциация способностей и интересов. Это единая образовательно-воспитательная среда — с начала посещения  детсада и до окончания образовательного учреждения. Одни педагоги, одни принципы, одни отношения.

— И все-таки, каковы слагаемые успеха?

— Слагаемых два: дети и педагоги. Школа славится очень сильным педагогическим составом. Учителя создают условия для того, чтобы ребенку было интересно и комфортно учиться.  Наши педагоги – люди умные и творческие. Они настоящие профессионалы, любящие детей.

Говоря о комфортности, мы не забываем о высокой сложности обучения. Дети, находясь в нашей образовательно-воспитательной среде, очень быстро усваивают наши  принципы. А принципы таковы: школьников здесь уважают, с ними считаются, но с них и требуют элементарной школьной дисциплины, серьезного отношения к учебе. Незаметно для детей грамотные педагоги ведут школьников к достижению хороших рубежей. Мы учим детей, что у них должна быть цель в жизни: сейчас эта цель – знания, умения, навыки. Станешь взрослым — скажешь школе спасибо.

— Судя по художественным работам на стендах, у вас учатся очень талантливые ребята…

— Дети у нас самые разные, с разными способностями. Мы не отбираем детей, работаем со всеми – и сильными, и слабыми. Каждому ребенку уделяем внимание, стараемся открыть у каждого таланты. Детям есть чем заняться во 2-й половине дня после занятий. У нас есть и театральная, и музыкальная студия, и спортивные и танцевальные секции, и музей журналистики имени Артема Боровика. Ребята издают школьную газету «Nocomment». В прошлом году провели при поддержке Генриха Авиэзеровича Боровика первый слет юных журналистов. На нашей базе работали несколько сотен участников, нам помогали студенты старших курсов Московского университета печати. Это колоссальный труд. Но ребятам понравилось!

Наши старшеклассники участвуют в олимпиадах, готовят свои исследовательские проекты  в рамках той предметной области, которая их интересует, а потом защищают их на традиционной январской научно- практической конференции. Каждый год среди наших школьников есть десятки победителей олимпиад округа, города.  А еще мы с самого открытия гимназии в 2001 году создали такой орган самоуправления, как детский парламент. Его задача – подготовка молодежи к жизни в демократическом обществе, воспитание активной гражданской позиции. Здесь есть свои лидеры, президенты, вице-президенты, министерства и комитеты  и т.д.

— Интересно. И какие у них полномочия?

—  Детский  парламент создавался для осуществления самоуправления школьников и развития их инициативы. Они организуют соревнования  между классами, создают инициативные группы школьников для проведения различных мероприятий,  организуют изучение общественного мнения обучающихся по актуальным проблемам школьной жизни  и взаимодействию классных коллективов.

Парламентеры могут прийти к директору со своими предложениями и просьбами. Сама процедура выборов приучает детей к определенной манере взаимоотношений. Кандидаты в президенты выступают со своими предвыборными программами, проводятся голосования, комиссия работает. Как директор я не вмешиваюсь. Мы стараемся продвигать идеи взрослых устами детей: у детей всегда много энергии, надо просто направить ее в нужное русло. Дети играют в собственную игру, в которой взрослые тоже участвуют вполне серьезно.

— Чем-то напоминает комсомольско-пионерский период…

— Вы знаете, в конце 90-х в школах практически нивелировалась воспитательная сторона, но ведь без воспитания невозможно образование: это два взаимопроникающих процесса. А мы воспитательной работе всегда придавали большое значение. Так вот, форма воспитания у нас – самоуправление. Оно позволяет детям проявить себя. Большинство детей так или иначе вовлечены в этот процесс. Они приучаются к взаимодействию.  Мы же живем в эпоху индивидуального самоопределения, самодостижения. Детям чуть ли не с пеленок говорят: «Ты должен быть лучшим, первым». Но ребенок, добиваясь индивидуальных результатов, не должен становиться эгоистом. Он не выживет в этом мире, если будет всегда бороться с этим миром. Надо учиться сосуществовать, взаимодействовать с окружающими, жить, чтобы не мешать другим, находить с ними общий язык.

— А как педагоги взаимодействуют с родителями?

—  Мы несколько раз в год проводим день открытых дверей для родителей учеников (они отличаются от дней открытых дверей для будущих первоклассников). Ребенок ведь обучается в среднем у 10-15 педагогов. Родители в этот день могут прийти к любому учителю и узнать, что получается у его ребенка, а над чем надо работать. Каждый родитель может получить индивидуальную консультацию, тет-а-тет обсудить проблемы сына или дочери. При индивидуальном контакте преподаватель может деликатно указать на существующие недостатки и подсказать, как их исправить.

— Я видела, ваши учащиеся заходят в школу через турникеты, прикладывая электронные карточки. Наверное, родители спокойны за своих детей…

— Совершенно верно. Электронная система учета учащихся подразумевает контроль прихода/ухода детей в здание и из здания школы. По желанию родители в режиме реального времени могут получать смс-сообщения о том, что их ребенок зашел или вышел из школы. И если ребенок пришел из школы в 18.00, объясняя это тем, что его задержали на уроках, это уже не пройдет, т.к. смс подтвердит время его ухода, например, в 15.00. Через специальные терминалы или интернет на карточку ребенка родители кладут деньги. К тому же с помощью компьютерной системы можно всегда проконтролировать, что именно ребенок выбрал на обед в школе.

— Скажите, довольны ли дети тем, чем их кормят? Довольны ли родители?

— Нашу столовую обслуживает ГУП «Социальное питание «Юго-Восток», оно обеспечивает непосредственно организацию питания и обслуживание, а комбинат питания «Конкорд» готовит сырье и продукты и поставляет им. Вообще школьное питание — тема достаточно деликатная, связанная с такой консервативной категорией, как общественное мнение. Раньше питание организовывалось в самой школе (закупались продукты и готовили наши повара) — всегда были какие-либо нарекания.

Когда система питания поменялась, понадобилось какое-то время, чтобы, с одной стороны, все привыкли к новому питанию, а с другой, поставщик стал лучше организовывать всю систему. Думаю, и мы ему в этом помогли.  Когда проблем было много, каждый день приходили 2-3 человека из Родительского совета (всегда разные), наблюдали и пробовали еду. Был очень жесткий контроль со стороны родителей. Чуть что – сразу отправляли на комбинат письмо, требовали переделать что-либо, довести до ума, изменить рецептуру и т.д. Но теперь все утряслось, дети освоились, едят нормально, кто что хочет по выбору. У нас есть люди, которые всегда следят за качеством питания. К тому же питание недорогое: если школьник будет полноценно питаться в течение месяца, это будет стоить около 2500 рублей – практически один семейный поход в магазин. Ребенок может прийти на любой перемене в столовую, предъявить карточку и позавтракать.

— Есть ли у вас в гимназии свои традиции?

— Традиций много: это и создание правового пространства, и работа по Кодексу гимназиста, регулярное проведение Дней самоуправления, клуба «Дебаты», литературных балов, музыкальной гостиной, деловых игр и  КВНов. В конце февраля вывозим детей на три дня в подмосковный лагерь. Дети к этому времени уже устают от зимы. А там и танцевальный марафон, и театральные постановки, и спортивные состязания, аквапарк, дискотеки. Всплеск ярких эмоций ребят заряжает надолго. Выезды всегда тематические — посвящены либо экологии, либо победе в Великой Отечественной войне, либо войне 1812 года. Интересная тема была – «Страна моей фантазии». Ребята сами придумывали страны, представляли их, сами ставили, сами играли. Здесь были и Страна Компьютерия, и Шахматная страна, и многие другие. Ребята у нас очень талантливые! К тому же в совместных играх и постановках, совместной жизни на природе ощущается такое единение!

— Спасибо вам за беседу! Успехов вашей гимназии!

Беседовала Ирина Жаворонкова, «Реальная школа»

наверх
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы добавлять комментарии

Президент детям
Реклама
Опросы
Как вы провели осенние каникулы?
Дома, ничего не делая. (22%)
Отдыхал с родителями (22%)
Путешествовал с классом (22%)
Учился, исправлял "хвосты" (11%)
Другое. (22%)