Один день Александра Исаевича
29 янв. 2014 г.

Один день Александра Исаевича

Корреспондент «Реальной школы» посетил выставку «Александр Солженицын: Из-под глыб: Рукописи, документы, фотографии» в ГМИИ имени А. С. Пушкина.

В его жизни было все: взлеты и падения, арест и ссылка, лагеря и вручение Нобелевской премии. Несогласие с навязываемой идеологией стало причиной того, что восемь лет своей жизни он провёл в заключении, а позже был вынужден покинуть СССР. Все эти этапы нелегкой жизни А. И. Солженицына отразились в экспозиции выставки, которая идёт в ГМИИ имени А. С. Пушкина и приурочена к 95-летию со дня его рождения.

Выставка занимает лишь один небольшой зал, однако очень подробно охватывает всю жизнь писателя. Около сотни экспонатов разделены на шесть этапов. Первый посвящен семье и детским годам будущего Нобелевского лауреата. Самыми ранними тут являются документы отца писателя Исаакия Семеновича: свидетельство о рождении, запись о вступлении в брак и выписка из метрической книги о смерти. Посетитель выставки знакомится с тем, что окружало юного Сашу: томиком Лермонтова (любимой книгой Солженицына в детстве), а также первыми пробами на литературном поприще. Среди экспонатов присутствует «Синяя стрела» – первая рукопись писателя, созданная им в десятилетнем возрасте. Тут же лежит рукописный журнал, который мальчик сам писал печатными буквами. Также представлены школьная похвальная грамота, аттестат о присвоении звания переводчика, диплом об окончании университета и первые материалы «Красного колеса» – серьезного произведения, повествующего о революции.

Следующий раздел посвящен переломному этапу в жизни Александра Исаевича. Это военное, а затем лагерное время. Как известно, в январе 1945 года Солженицын, кавалер орденов Отечественной войны и Красной Звезды, был арестован за свою переписку со школьным товарищем, в которой критиковал и пренебрежительно отзывался о Сталине. Тот самый злополучный ордер, который навсегда изменил жизнь писателя, можно увидеть на стеллаже. Конспекты по истории философии, выписки из «Толкового словаря» В.И. Даля, рукопись повести «Люби революцию» наглядно показывают, что даже в заключении Солженицын стремился к знаниям и продолжал творческую деятельность.

Осматривая выставку, мы наблюдаем, как перед нами шаг за шагом, этап за этапом раскрывается вся жизнь этого замечательного человека. Письмо Чуковского и открытка Твардовского рассказывают нам о том периоде, когда Солженицын входит в ряд известных советских писателей. Но со временем он лишился покровительства «сверху», что ярко демонстрируют «самиздатовские» копии его произведений. К примеру, одна из копий «Архипелага ГУЛАГа» распечатана в уменьшенном размере и замаскирована под коробку из-под вафельного торта.

Помимо письменных документов и рукописей, составляющих большую часть экспозиции, тут же представлены другие личные вещи прозаика. В противоположных углах зала, друг напротив друга стоят две экспоната, которые трудно представить принадлежащими одному человеку. Первый – телогрейка Солженицына из лагеря, грязная, с пятнами чего-то, похожего на известь, на рукавах. Второй – красивый черный фрак, который был одет им лишь один раз, а именно на вручение Нобелевской премии 10 декабря 1974 года.

Хотелось бы отметить и то, что создатели выставки постаралась идти в ногу со временем. Отдельное место занимают стенды с экранами, на котором сменяют друг друга фотографии писателя. Вот мы видим еще молодого и счастливого студента Александра, вот он с тем же огоньком в глазах, но уже в форме солдата. А вот уже другая фотография с вроде бы тем же человеком, но брови его насуплены, а глаза потухли. Это снимок заключенного, номер которого в лагере будет сначала Щ-232, а потом Щ-262.

На специальных сенсорных экранах можно внимательно рассмотреть и полистать страницы произведений Солженицына, набранные им лично на печатной машинке. Они набраны без полей и интервалов между строчками, чтобы сократить объем на тот случай, если вдруг начнётся обыск.

Нельзя не сказать пару слов и об оформление выставки. Небольшое помещение, приглушенный свет, деревянные стенды, стеллажи с зарубежными и отечественными изданиями книг писателя – все это создаёт какую-то комфортную атмосферу, позволяющую приблизиться к писателю, пережить все этапы его жизни.

Личность и творчество Солженицына до сих пор являются предметом споров историков, критиков, читателей. Однако независимо от того, как вы относитесь к нему, стоит посетить выставку в ГМИИ имени Пушкина хотя бы для того, чтобы лучше понимать жизненный и творческий путь писателя.

Фотографии и текст: Виталий Михайлюк

Школьная редакция портала «Реальная школа»

Прокомментировать

Авторизуйтесь, чтобы сразу видеть ваши коменарии. Сообщения содержащие нецензурную лексику будут удалены.